Наверное, не так много
найдется в экономике отраслей, от нормального функционирования которых
зависела бы жизнь всех граждан страны. Строительная отрасль одна из
них. Ведь все мы живем и работаем в зданиях, ездим по дорогам и мостам,
а значит то, как они возводятся, продаются и эксплуатируются, не может
оставить нас равнодушными. Но говорить, что в строительной отрасли
Беларуси все нормально, к сожалению, пока не приходится. Здесь, как и
во многих других секторах отечественной экономики, интересы бизнеса,
государства и граждан переплетаются в причудливый клубок выгод и
противоречий.
Позиция
государства в вопросе стоимости жилья незыблема: цены на квадратные
метры должны быть сопоставимы с уровнем доходов и платежеспособностью
населения. Впрочем, вопрос, как привести стоимость квадрата в
соответствие с содержимым кошельков белорусов, относится к числу
сверхсложных, и его решение необходимо рассматривать комплексно. И речь
в данном случае идет не только об уменьшении производственных затрат и
повышении эффективности строительства, но и о принципиальном пересмотре
некоторых позиций в сметном нормировании и ценообразовании. Проблем с
последними, как выяснилось, возникает у застройщиков немало.
В
соответствии с Указом № 676 «О некоторых вопросах управления
строительной отраслью и ее функционирования» с 1 января текущего года
сметная стоимость строительства объектов должна определяться в ценах на
1 января 2006 года с индексацией в действующий уровень цен по индексам
цен в строительстве, утверждаемым в установленном порядке. Необходимая
нормативная база для этих целей уже разработана и утверждена. Однако
недавно проведенные проверки Комитетом госконтроля дают понять, что
картина в сегменте ценообразования по-прежнему далеко не идеальна. Дело
в том, что разработку указанной нормативной базы Минстройархитектуры
поручило негосударственной организации — ОАО «Республиканский
научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» (РНТЦ),
которая, по утверждению контролеров, не проводила никаких специальных
исследований. Разработчики документа лишь скопировали ранее
действовавшую нормативную базу в ценах 1991-го и нормах 2000 года и на
ее основе сформировали «новый» продукт, который соответствует текущему
положению дел в отрасли лишь внешне. Многие направления сметного
нормирования оказались сформированными без учета новых технологий
материалов, машин и механизмов.
К
примеру, нормы трудоемкости на выполнение основных
строительно-монтажных работ РНТЦ были снижены в 1,45—1,5 раза как
соответствующие росту производительности труда в строительстве за
2001—2005 годы. Между тем, как указывают в КГК, результаты этого
пересчета — шаг назад. Ведь на деле произошел возврат к нормам
трудоемкости, действовавшим еще в начале 1990-х.
О
несовершенстве установленных норм затрат труда и его оплаты
свидетельствуют и другие примеры. Как говорит начальник управления
контроля строительства, ЖКХ и связи Комитета госконтроля Галина
Силивончик, для этого бывает достаточно сравнить работу двух
специалистов. Если пристально присмотреться к работе каменщика и
облицовщика естественным камнем, то выяснится, что труд их несоразмерен
зарплате. Для получения однодневного заработка первому надо возвести
стену в 1,01 куб. м кирпича, в то время как второму достаточно закрыть
гранитом площадь стены в 0,36 кв.м, то есть уложить всего две плитки.
По мнению специалистов КГК, именно такие перекосы в нормировании и
оплате труда стали одной из причин оттока квалифицированных рабочих
кадров из строительной отрасли. Финансово незаинтересованные строители
массово уезжают в Россию или переходят в коммерческие строительные
организации. Ведь пользуясь несовершенством ценообразования, отдельные
участники строительного рынка получают незаслуженно высокие доходы и
прибыли, позволяющие им выплачивать высокую заработную плату и
обновлять основные фонды, в то время как другим компаниям не хватает
денег даже для того, чтобы регулярно их ремонтировать.
Система
ценообразования в строительстве сегодня не учитывает интересов
подрядчика и в решении бумажных вопросов: количество норм и нормативов,
применяемых для расчета сметной стоимости объектов, за последние годы
не сократилось, а, наоборот, даже выросло. Для расчетов необходимо
применять 127 сборников, которые содержат более 50 тыс.
ресурсно-сметных норм на выполнение различных видов работ и 7 сборников
сметных цен и тарифов. Понятно, что такая лавина документации создает
большие трудности даже для высококвалифицированных специалистов и
отнюдь не стимулирует участников рынка к снижению стоимости
строительно-монтажных работ.
В
КГК отмечают, что система ценообразования в строительстве на
сегодняшний день фактически оказалась приватизированной коммерческой
структурой, которая диктует свои условия на строительном рынке
республики. К сожалению, Минстройархитектуры, которое отвечает за
ценообразование в строительстве, не справляется с возложенными на него
обязанностями, перепоручив все основные моменты РНТЦ, почти полностью
абстрагировалось от этих вопросов. «Минстройархитектуры в первую
очередь сосредоточилось на решении задач масштабного обновления
материально-технической базы строительной отрасли, наращивания объемов
строительства жилья, возведения ряда крупнейших объектов в стране и за
рубежом. В то же время оно не уделяет должного внимания проблемам
ценообразования, проведения единой технической политики в
архитектурной, строительной и градостроительной деятельности, контролю
за использованием территорий, разработкой схем комплексной
территориальной организации административно-территориальных единиц,
генеральных планов и проектов детального планирования городов и других
населенных пунктов, а также вопросам управления проектной
деятельностью, технормирования, стандартизации и сертификации, создания
единой информационной среды в строительном комплексе», — поясняет
Галина Силивончик.
По
мнению специалистов, существенные недостатки в системе ценообразования
во многом обусловлены отсутствием независимого надведомственного органа
государственного управления, осуществляющего эти функции.
Опубликовано в газете "РЭСПУБЛIКА" № 77(4500)
Среда, 23 апреля 2008 г.